
Когда говорят про электро центробежный насос завод, многие сразу представляют гигантские конвейеры и полностью автоматизированные линии. Но в реальности даже на современных производствах вроде нашего в ООО Чжучжоу Шаову Научно-техническая Компания сохраняется масса ручных операций - особенно при сборке взрывозащищенных модификаций. Вот этот разрыв между ожиданием и реальностью часто приводит к ошибкам в планировании мощностей.
Сейчас на нашем заводе в Чжучжоу перешли на модульную сборку - сначала отдельно собираем блоки низкого напора, потом переходим к высоконапорным. Но в 2022 году пытались внедрить смешанную линию - и получили падение производительности на 15%. Оказалось, что для взрывозащищенных электрических погружных масляных насосов большой мощности нужны принципиально иные условия тестирования.
При сборке маломощных моделей до 5 кВт мы используем упрощенную процедуру контроля - достаточно проверить герметичность и пробный пуск на воде. А вот для насосов высокого напора приходится организовывать отдельный участок с масляным тестированием - причем температура масла должна быть не менее 40°C, иначе вязкость не соответствует рабочим условиям.
Кстати, про вязкость - это отдельная головная боль. Когда мы начинали производство взрывозащищенных электрических погружных масляных насосов малой мощности, думали что разница в 2-3 сСт не критична. Но на практике оказалось что даже такое отклонение приводит к повышенному износу уплотнений в первых 50 часах работы.
Сейчас у нас внедрена трехступенчатая система приемки - но так было не всегда. В 2021 году попробовали сократить до двух этапов чтобы ускорить выпуск продукции - и получили рекордное количество рекламаций по малым насосам. Пришлось вернуть промежуточный контроль после сборки роторной группы.
Особенно сложно с балансировкой. Для насосов низкого напора допустим дисбаланс до 5 г/см, а для высоконапорных моделей - не более 1.5 г/см. Причем проверяем не только статическую балансировку, но и динамическую на рабочих оборотах. Оборудование для этого стоит дорогое - но без него никак.
Еще момент который часто упускают - контроль сварных швов на корпусах. Раньше делали выборочную проверку ультразвуком, сейчас перешли на 100% контроль для всех взрывозащищенных моделей. Дорого? Да. Но дешевле чем возмещение ущерба от возможной аварии.
По документам у нас годовая производительность 1000 маломощных и 600 высоконапорных насосов. Но на практике эти цифры достигаются только при идеальных условиях - которых в реальном производстве maybe 60% времени. Сырье поступает с задержками, оборудование требует профилактики, персонал болеет.
Интересно что маломощные насосы собираются быстрее - но требуют больше ручного труда. А высоконапорные дольше в сборке, но там больше автоматизированных операций. В среднем на один взрывозащищенный электрический погружной масляной насос малой мощности уходит 12 человеко-часов, на высоконапорный - 18.
Сейчас рассматриваем возможность увеличения производительности высоконапорных моделей до 800 штук в год - но для этого нужно реорганизовать участок испытаний. Существующие мощности не справляются с таким объемом проверок.
Готовые электро центробежные насосы занимают неожиданно много места - особенно высоконапорные модели с их габаритными кожухами. Пришлось арендовать дополнительный складской комплекс в 5 км от основного завода.
Хранить насосы нужно в определенных условиях - температура не ниже +5°C, влажность не более 70%. И обязательно вертикальное положение - иначе возможно нарушение центровки вала. Об этом часто забывают при отгрузке.
Для экспортных поставок разработали специальную упаковку с демпфирующими вставками - обычный пенопласт не выдерживает морских перевозок. После того как в прошлом году получили 3% брака по причине повреждений при транспортировке, полностью пересмотрели подход к упаковке.
Сейчас рассматриваем возможность локализации производства некоторых компонентов в России - особенно электронных систем управления. Но пока с этим сложно - нет надежных поставщиков качественных частотных преобразователей.
Еще одно направление - разработка универсальных моделей которые могут работать и с водой и с маслом. Технически это возможно но требует серьезных изменений в конструкции уплотнений и материалов проточной части.
По нашим расчетам если удастся наладить выпуск таких гибридных насосов можно увеличить общую производительность завода на 25-30% без существенных капиталовложений. Но пока это только на стадии экспериментов - есть проблемы с ресурсом работы при переходе с одной среды на другую.