
Когда ищешь производителей центробежных бензиновых насосов, сразу натыкаешься на парадокс: большинство якобы специализированных заводов на деле просто переупаковывают китайские движки, даже не адаптируя крыльчатки под наш бензин. За десять лет работы с топливным оборудованием убедился, что настоящих производителей, которые сами льют корпуса и балансируют валы, можно по пальцам пересчитать.
В прошлом месяце разбирал насос с маркировкой 'Сделано в Таганроге' - внутри оказался целиковый узел от Henghui, только шильдик переклеили. Это повальная практика, но есть и исключения. Например, ООО Чжучжоу Шаову Научно-техническая Компания хоть и китайская, но они хотя бы честно указывают происхождение и дают нормальную техдокументацию.
Их сайт www.zzsw.ru я впервые увидел года три назад, когда искали замену умершим советским насосам для дизельного склада. Примечательно, что они не скрывают, что специализируются на взрывозащищенных погружных насосах - видимо, это их основная ниша. Хотя в том заказе мы в итоге взяли пробную партию именно центробежных бензиновых моделей.
Мощность в 1000 штук маломощных насосов в год - это скромно по китайским меркам, но для узкоспециализированного производителя нормально. Хотя лично я сомневаюсь, что они сами производят все компоненты - скорее всего, сборка из готовых узлов.
Самый больной вопрос - балансировка вала. В 2019 году мы закупили партию насосов у одного подмосковного 'производителя', так там на трех из десяти аппаратов вибрация зашкаливала уже после 200 часов работы. Разобрали - оказалось, балансировку делали кустарно, на самодельном стенде.
У китайцев вроде Шаову с этим строже - у них хоть пресс-формы нормальные, люфтов в подшипниковых узлах почти нет. Но есть другая беда - уплотнения. Резиновые манжеты часто дубеют от нашего бензина с присадками. Приходится сразу менять на Viton.
И да, никогда не верьте надписям 'подходит для бензина с этанолом'. Проверяли на стенде - после E10 сальники начинают течь через 3-4 месяца. Причем это касается даже дорогих европейских моделей.
В прошлом году ставили два центробежных насоса от Шаову на автозаправке под Воронежем. Один работал с АИ-92, второй с АИ-95. Через восемь месяцев 95-й начал подвывать на высоких оборотах - разобрали, оказалось, пластиковая крыльчатка дала усадку. А вот на 92-м все еще работает, хотя производитель заявлял универсальность.
Кстати, про их заявленную мощность - 600 единиц высоконапорных насосов в год. Цифра реалистичная, учитывая, что высоконапорные модели требуют больше ручного труда при сборке. Но сомневаюсь, что они все центробежные - скорее, там смесь типов.
Самое смешное, что по паспорту их насосы должны выдавать 220 л/мин, но на практике даже новые едва вытягивают 190. Хотя для большинства задач хватает и этого.
Запчасти - отдельная головная боль. У Шаову, например, импеллеры идут только в сборе с валом, хотя теоретически можно было бы продавать отдельно. Приходится вытачивать самим, когда клиенты приносят убитые насосы.
Помню случай, когда на хлебозаводе сгорел двигатель на насосе для дизель-генератора. Так оказалось, что клеммная коробка невзрывозащищенная, хотя по паспорту должна быть. Производитель сослался на 'особенности модификации'. После этого всегда проверяю сертификаты взрывозащиты лично.
Их взрывозащищенные погружные масляные насосы - это отдельная тема. Видел в работе на нефтебазе - работают стабильно, но слишком шумные. Хотя для закрытых помещений это может быть плюсом - слышно, что аппарат жив.
Доставка от того же Шаову обычно занимает 45-60 дней, если морем. Но в прошлый раз полгода ждали - сказали, проблемы с растаможкой компонентов. Интересно, они что, подшипники от SKF тоже из Китая везут? Хотя в последних партиях действительно попадались европейские комплектующие.
Цены у них выросли на 30% за два года, но все равно ниже среднерыночных. Хотя когда считаешь стоимость ремонта после гарантии, разница уже не так очевидна.
Кстати, про гарантию - они дают всего год, хотя конкуренты предлагают два. Видимо, сами не уверены в ресурсе. Хотя по опыту, если насос пережил первые полгода, потом может работать годами.
Сейчас многие переходят на погружные насосы, но центробежные все еще незаменимы для перекачки с высоким расходом. Думаю, лет через пять китайские производители вроде Шаову полностью вытеснят с рынка полукустарные российские сборки.
Уже сейчас вижу, что они начали делать модульные конструкции - можно менять отдельные узлы без полной разборки. Это явно реакция на жалобы по ремонтопригодности.
Их новая серия как раз обещает совместимость с биотопливом - посмотрим, не маркетинг ли это. Если действительно решат проблему с уплотнениями, это будет прорыв. Хотя лично я сомневаюсь - материалы для стойких к этанолу манжет все равно приходится закупать на Западе.